Почему гаишники перестали гонять стритрейсеров
Скоро стритрейсеры Петербурга (от английского street racing —
«уличные гонки») откроют новый сезон. В городе сейчас насчитывается
несколько автоклубов, устраивающих такие заезды. Именно они раньше
превращали ночной Питер в гоночную трассу, докучая сотрудникам милиции.
Но теперь все иначе. Гонщики рассказали «МК» в Питере», почему они
угомонились.
Тусовочный крен
Питерских гонщиков стали замечать на дорогах около
десяти лет назад, с появлением знаменитого фильма о стритрейсерах
«Форсаж». Традиционно уличные гонщики соревнуются в драге. Это заезд
двух равных по классу машин, которые по команде должны преодолеть 402
метра. Как уверяют старожилы, раньше стритрейсеров в Петербурге
насчитывалось около сотни. В основном катались на русских автомобилях и
недорогих иномарках. 30-летний Евгений Сайчик — один из тех, кто помнит,
как это было:
— Гонщики собирались с помощью сарафанного радио.
Один передавал другому информацию о месте сбора. Меня удивлял низкий
уровень организации — царила какая-то неразбериха: непонятно было, кто
дает старт, иногда гонка получалась не на 402 метра, а на километр.
Тогда Евгений решил взять организацию нелегальных
гонок в свои руки. С его подачи они приобрели налет дорогого увлечения
«не для всех». Ведь настоящая гонка получится только на быстрой, а
значит, на достаточно дорогой машине.
— Впервые в Питере я начал делать СМС-рассылку, на
которую уходило по 8 тысяч рублей в неделю, — говорит Евгений. —
Запустил флайеры, на которых было написано: «VIP-гонка! Лучшие тачки
города! Звони!» Раздавал эти листовки в мажорных местах. Собирал
молодую, богатую аудиторию. Хотел показать другой взгляд на гонки. У
старых рейсеров был такой стиль: комбинезон Subaru, кепка Motul, руки в
масле, а после гонок — шашлыки и пиво. К нам же стали стягиваться не
только гонщики старой закалки, но и тусовщики, которые увидели в гонках
альтернативу ночному клубу. Появлялись более быстрые и дорогие
автомобили. Русский автопром уходил на второй план.
Гаишная «Лада» быстрее Subaru
Ишхан Наринян оказался в движении, когда ему было всего 16 лет.
— На своих первых гонках я увидел четыре сотни
машин, которые после сбора поехали на Кольцевую, перекрыли ее и начали
гоняться. Приехавший экипаж ДПС физически не мог справиться с таким
скоплением людей и машин. Гонка продолжалась до тех пор, пока на подмогу
милиционерам не приехали еще девять экипажей, — вспоминает Ишхан.
Молодой человек так заразился гонками, что начал
помогать Евгению с организацией. После этого к ним примкнул 21-летний
гонщик Денис Белов, приехавший из Москвы. Он и дал новому клубу название
— Power Racing. Приглашения раздавали тем, кто «выделялся из толпы» не
только своим автомобилем, но и манерой вождения.
— Потенциальный стритрейсер всегда едет чуть
быстрее потока, — рассказывает гонщик Александр Смирнов. — Я был на
своем BMW X6M, когда ко мне подъехал Saab. Водитель сказал: «Приезжай на
гонки — у нас есть такая же машина, можем проверить, кто быстрее!»
Психология проста: мне, человеку, который купил машину в 550 сил,
уличные гонки интересны автоматически.
Поскольку легальной трассы у гонщиков не было, они собирались где придется, подальше от центра города.
— Вначале катались на Кольцевой, потом на
Автобусной улице, на дороге на Каменку. Собирались на выходных примерно в
час ночи, — рассказывает Ишхан. — В это время нам могли помешать только
погода и стражи порядка.
Однако милиционеры довольно быстро поняли, что бороться с гонщиками бессмысленно.
— Порой приедут десять экипажей ДПС с задачей
успокоить волнение, разогнать нас. Но после разгона сотням машин
приходилось выезжать в город, и тогда на дорогах создавались
действительно опасные ситуации, — говорит Ишхан. — В конце концов до
милиционеров дошло, что мы им помогаем — стягиваем всех гонщиков в одном
безлюдном месте. Вскоре мы и вовсе подружились. Работники ДПС стали
приезжать на гонки, следить за порядком. А иногда и участвовать в них.
Однажды к нам приехала милицейская «Лада» десятой модели, которая
оказалась быстрее, чем Subaru WRX! Выяснилось, что это машина инспектора
ГИБДД, который сам довел ее до ума.
Нагиев, Кержаков и чиновники
В запретных гонках с удовольствием «светились»
высокопоставленные чиновники Смольного и депутаты ЗакСа, бизнесмены,
золотая молодежь. Чиновники катались на личных авто премиум-класса —
особенно примелькались Porsche 911 Turbo, Ford Mustang Shelby, BMW M6,
«Мерседес» SL 65 AMG.
— Некоторые позволяли себе приезжать на гонки
нетрезвыми. В том числе и обеспеченные влиятельные люди. Но мы таких
просто не пускали на свою территорию, — рассказывает Ишхан Наринян.
По словам питерских гонщиков, к ним часто заезжали
актеры, например, Дмитрий Нагиев. Любили уличные гонки и футболисты
«Зенита» — Александр Кержаков приезжал на BMW X5, а Алехандро Домингес — на BMW M3.
По словам Евгения Сайчика, по марке автомобиля
сложно предсказать его результат в соревновании. Победа прежде всего
зависит от грамотного тюнинга машины.
— Могла приехать «восьмерка» в 600 сил, массой 600 килограмм — и всех сделать! — вспоминает Евгений.
— Когда мы катались на Автобусной улице, у нас был
фаворит — Audi RS4 гонщика Михаила Быкова. Это был волк в овечьей шкуре:
машина хоть и выглядела семейным универсалом, но она была быстрее всех
Subaru, Volvo и прочих тачек, — говорит Ишхан Наринян.
Самый лучший результат гонок в Петербурге поставил
бизнесмен Евгений по прозвищу Самурай, преодолев расстояние в 402 метра
на своем Mitsubishi Evolutionа 10,7 секунды.
— Это удовольствие и адреналин — сравнить свою
тачку с другой. Когда ты проигрываешь, это задевает твое самолюбие.
Думаешь: «Что же сделать с машиной, чтобы обогнать!» В этой борьбе
помогает только тюнинг, — рассказывает гонщик Александр Смирнов. — Когда
меня только пригласили на гонки, я был за рулем BMW X6M в 550 сил.
Гонку я проиграл, после этого менял несколько раз прошивку автомобиля,
увеличивался наддув, менял коллектора и выхлоп. В итоге мои эксперименты
с машиной обошлись мне больше чем в 2 миллиона рублей. Зато теперь у
меня самый быстрый из внедорожников X6M в Питере! В нем порядка 750
лошадиных сил.
Впрочем, и у тюнинга есть своя обратная, порой даже опасная сторона.
— В 2006 году один бизнесмен натюнинговал Toyota
Supra в питерском ателье. Потратил кучу денег. А она во время заезда
сгорела зеленым пламенем. Это произошло из-за непрофессионально
выполненных работ по установке закиси азота. Тогда с тюнингом в Питере
было вообще все плохо, сейчас появилось несколько хороших контор, —
уверен Ишхан.
Несмотря на все затраты, на самих гонках заработать
в России практически невозможно. Ставки не делаются, а победитель
получает только самоудовлетворение, почет и уважение.
Драгрейсинг — довольно безопасен. По словам гонщиков, «ездить по прямой несложно, с этим может справиться даже женщина».
— Опасный вид уличных гонок — street-challenge
(cтрит-челлендж) — это гонки по городу от одной заданной точки до
другой, — говорит Ишхан Наринян. — Мы их не устраиваем, ведь там можно
легко покалечить людей. В этом соревновании иногда есть за что
побороться. Например, на одной гонке в Москве победитель награждался
квартирой.
Беспредел на Невском
Нелегальность — вовсе не обязательный атрибут
стритрейсинга. Как уверяют сами гонщики, им приходилось нарушать закон и
гонять по общественным дорогам только потому, что в Петербурге не было
легальной высокоскоростной трассы. В связи с этим питерские стритрейсеры
периодически бастовали.
— Устраивали беспредел на Невском, «Ютуб» до сих
пор помнит этот день, — с азартом вспоминает Евгений Сайчик. — Два Range
Rover перекрыли встречку, две сотни гонщиков скопились на Невском,
кто-то устроил автошоу. Потом выехали на Дворцовую площадь и сделали
круг почета. Так мы бунтовали против того, что нам не выделяют отдельной
трассы.
В 2006 году питерский автоспорт ждало еще одно разочарование — из-за сноса стадиона имени Кирова закрылось «Невское кольцо».
— Люди растут — а вместе с ними их доходы и
мощности их автомобилей. Если семь лет назад гонщик был на Subaru, то
сейчас он пересел на BMW M5. Средний автомобиль стритрейсера имеет
400–700 лошадиных сил. А кататься — негде! Максимум гонщик мог выехать в
Финляндию, где практически в каждом городе есть трасса довольно
высокого уровня, — рассказывает Ишхан Наринян.
Полмиллиарда — из личного кармана
Высокоскоростную трассу в Петербурге построили сами
гонщики. Молодые бизнесмены, которые неровно дышат к автоспорту,
вложились в свою мечту, потратив порядка полумиллиарда рублей. И возвели
в трех километрах от КАД, в Шушарах, автодром «Санкт-Петербург». Причем
в рекордные полгода. Один из учредителей— Александр Ортин — представил
трассу на суд петербуржцев в 2010 году. Город не вложил в нее ни
копейки.
— Еще когда эта трасса была только в виде идеи,
Александр признавался мне, что уже заработал свои деньги и его не
особенно интересует коммерческий успех автодрома. Это просто его личный
вклад в развитие автоспорта, — говорит Евгений Сайчик.
— Теперь мы гоняем только на этом автодроме.
Конечно, остались еще небольшие группы псевдогонщиков, которые
беспределят на улицах Питера, но это детский сад, — говорит Ишхан
Наринян. — Для настоящих гонщиков главное не игры в закон и порядок, а
сама гонка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий